Каждая уважающая себя компания старается изобрести средство собственной индивидуализации. Сегодня это товарные знаки. Они могут быть различны: словесные, изобразительные, звуковые, комбинированные обозначения и не только. Наиважнейший фактор – уникальность. Проще говоря, ваш логотип не должен ассоциироваться с другим, уже существующим. Регистрация товарного знака отличный способ обезопасить компанию на рынке от подделок и недобросовестной конкуренции.
В случае схожести средства индивидуализации с другим, вашей компании/предпринимателю придется отстаивать свои права в ФАС или Роспатенте. Однако здесь необходимо знать, что только эксперт может определить, уникален ли товарный знак. Решение же принимают государственные органы, и оно является окончательным. Поэтому при любых подозрениях рекомендуют:
- изучить возможность доказуемости отсутствия либо наличия сходства до степени смешения;
- если факт схожести подтвержден, проконсультироваться у специалистов и разработать стратегию, которая будет эффективной в данной конкретной ситуации.
Товарные знаки: сходство
Сходство любых товарных знаков – уровень похожести обозначения товаров/услуг, при котором потребитель уверен в принадлежности продукции различным производителям либо невозможно обнаружить таких отличий.
Законодательно «сходству» определение дано в п. 14.4.2 «Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания». Согласно установленных нормативным актом норм обозначения схожесть товарных знаков вполне может быть фонетической, смысловой, графической.
Необходимо понимать, что схожими до степени смешения признаются обозначения, имеющие незначительные отличия в деталях, но вызывающие ассоциации между собой.
Решениями спорных вопросов о сходстве обозначений занимаются Роспатент, СИП, Федеральный Арбитражный Суд. Зачастую в данные инстанции обращаются с исками об отказе в регистрации. Также подаются заявления с целью правовой защиты компании при выявлении факта недобросовестной конкуренции. Не менее редко рассматриваются дела о введении в заблуждение потребителей, а также о сходстве различных товарных знаков до степени смешения.
Степень смешения обозначений. Как определить?
Эксперты оценивают степень схожести обозначений, ориентируясь на «Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство». При этом внимание акцентируется не на конкретных деталях, а на общем впечатлении, которое возникает у потребителей. От такой оценки напрямую зависит и решение суда.
Необходимо заметить, что строгих и четко определенных критериев в определении схожести товарных знаков нет, поэтому такая процедура достаточно субъективна. Поэтому для суда большое значение имеет мнение покупателей/потребителей. Для этого проводят специальные социологические исследования. Их результаты и станут решающим фактором, который решит судьбу вашего/конкурирующего товарного знака в суде.
Для чего проводят социологическую экспертизу обозначений до степени смешения?
Специальную экспертизу проводят по нескольким причинам:
- защита товарных знаков в любых вариациях от неправомерного использования;
- для пресечения возможных актов недобросовестной конкуренции, которые могут ввести в полное заблуждение потребителей/клиентов либо нанести ущерб компании из-за использования схожих товарных знаков;
- решение доменных споров;
- запрет либо отмена регистрации сходного обозначения.
Новости сегодня