Разработка товарного знака, торговой марки. Требования.

Весь процесс создания фирменного стиля предприятия, а также продукта начинается с разработки товарного знака, также носящего название логотипа или эмблемы. Данный этап является максимально трудным и ответственным, ведь в дальнейшем данный товарный знак будет присутствовать абсолютно на всех деловых бумагах, а также рекламных акциях, так как ему будет отводиться роль своеобразной визитной карточки.

От качества товарного знака напрямую зависит первое впечатление, складывающееся у потенциальных партнеров, а также клиентов компании.

На территории России зарегистрировано огромное множество товарных знаков. Вот только не каждое обозначение, которое зарегистрировано как товарный знак, способно оказывать положительное влияние на потребителя и приводить в постоянному увеличению объемов продаж. Товарный знак должен соответствовать достаточно большому перечню показателей для того, чтобы он мог действительно воздействовать на потребителя. Сюда относятся и его привлекательность, и простота восприятия, и запоминаемость товарного знака.

Именно по этой причине процесс разработки товарного знака считается одним из наиболее важных этапов, входящих в маркетинговую и рекламную политику каждой фирмы, в процессе продвижения того или иного брэнда на рынке.

Существует ряд определенных требований, которые предъявляются к товарным знакам. В большинстве своем они делятся на три большие группы:

  • требования по эффективности использования товарного знака,
  • требования технологического характера к товарному знаку,
  • требования к охраноспособности товарного знака.

Первая группа связана с индивидуализацией товаров, услуг, посредством различительных способностей, а также оригинальности. В товарном знаке не должна указываться природа продукта, он должен способствовать выделению продукта из массы себе подобных. То есть чем больше товарный знак отличается произвольностью, причудливостью, чем дальше он от прямых указаний на качество и вид, тем он более индивидуален. Есть несколько способов увеличить различительную способность товарного знака: использование графической характеристики, применение композиционной, а также сюжетной связи буквенной и графической части. Только решая данную задачу, надо постараться не уйти к обильной стилизации, так как товарный знак должен иметь свойство легко запоминаться и не менее легко воспроизводиться, его содержание и форма должны быть максимально лаконичными. Также не должно быть такого, чтобы торговая марка ввела в заблуждение потребителя.

Ко второй группе относятся технологические аспекты нанесения товарного знака непосредственно на изделие. Необходимо брать в расчет характер изделий, а также технологический процесс для того, чтобы в процессе нанесения товарного знака на само изделие не было негативного последствия для выразительности, запоминаемости и степени воздействия на покупателя.

К третьей группе относятся требования, связанные с регистрацией товарного знака, которая должна происходить в полном соответствии со всеми критериями охраноспособности с учетом патентного законодательства. Есть перечень оснований для того, чтобы отказать в регистрации обозначений. Так вот ряд данных оснований необходимо учитывать еще в процессе разработки проекта.