Объекты интеллектуальной собственности: классификация

Интеллектуальная собственность представляет собой исключительное право на использование результатов интеллектуальной деятельности. Данные результаты могут иметь самый различный характер: они могут быть художественными, литературными, научными, это может быть база данных, какая-либо программа, промышленный образец либо полезная модель. Помимо этого результатами интеллектуальной собственности является право на товарный знак, а также знаки обслуживания, фирменные наименования, которые используются в качестве инструментов индивидуализации юрлиц.

Чтобы определить оптимальную стратегию и тактику управления данным видом собственности, сначала нужно в полной мере оценить имеющиеся объекты интеллектуальной собственности, понять их правовой статус. Затем нужно провести анализ степени использования данных «неосязаемых» активов компании, понять, какие существуют дополнительные возможности.

В наши дни есть немало классификаций объектов интеллектуальной собственности.

Допустим, в плане применения, а также режима правовой охраны они подразделяются на четыре группы:

  • полезные модели, промышленные образцы и изобретения;
  • произведения литературные, музыкальные, объекты живописи, архитектуры, компьютерные программы;
  • товарные знаки,
  • коммерческая информация, то есть торговые секреты.

Безусловно, у всех этих объектов интеллектуальной собственности есть ряд общих свойств, но при этом и различий тоже немало. В условиях жесткой конкуренции победить сможет только та компания, которая будет максимально продуктивно использовать все ресурсы, которые у нее есть. Соответственно, товарные знаки, всевозможные изобретения и торговые секреты нужно тоже записывать в активы предприятия, ведь чаще всего их просто исключают из финансового анализа, во время которого занимаются выявление скрытых резервов компании. Это связано с тем, что результат интеллектуальной собственности невозможно занести в бухгалтерский отчет, посчитать суммы дохода, который он приносит. А это и есть большая ошибка, ведь на самом деле данные активы способны помочь победить в мире конкурентов.