Поиск и проверка товарного знак

Чтобы ознакомиться с реестром товарных знаков, которые действуют на территории России, необходимо заглянуть на сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Вся информация находится в свободном доступе, вот только специальной поисковой системы там нет, так что поиск товарного знака осуществляется исключительно посредством просмотра каждого свидетельства о регистрации товарного знака.

Чтобы выполнить полноценный поиск товарного знака, придется использовать сразу несколько баз данных: базу данных товарных знаков, которые зарегистрированы на территории России; базу данных заявок на регистрацию товарных знаков на территории России и базу данных международных товарных знаков, которые действуют на территории России.

Если вы желаете ознакомиться со списком международных товарных знаков, которые действуют на территории нашей страны, то существует сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. В поиске можно задать государство и выполнить проверку по базе данных международных товарных знаков. С помощью такого самостоятельного поиска можно выяснить, какие товарные знаки зарегистрированы на сегодняшний день, и в какой сфере деятельности используются. Ну а если вариантов обозначения сразу несколько, то с помощью данного поиска можно сразу отсечь наименее подходящие значения.

С учетом того, что на сегодняшний день в России зарегистрировано более 350 тысяч товарных знаков, вероятность нахождения сходного обозначения среди ранее зарегистрированных просто огромна. Так что поиск на тождество и сходство лучше выполнять до того момента, как подается заявка на регистрацию, в результате чего можно избежать проблем с экспертизой и возможного отказа в регистрации.

Во время рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака специалистами Главпатента будет проводиться экспертиза обозначения в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Так что с учетом положений, прописанных в данном кодексе, регистрацию не пройдут обозначения идентичные или схожие настолько, что они могут быть спутаны с ранее зарегистрированными обозначениями или теми, которые были поданы на регистрацию ранее. Существует несколько видов проверки товарного знака на сходство обозначений: звуковое или фонетическое, графическое или визуальное, смысловое или семантическое. Степень сходства определяется по каждому критерию, в результате принимается решение – возможно ли смешение обозначения с другими, которые были зарегистрированы ранее, товарными знаками. Процесс анализа сходства товарных знаков осуществляется с точки зрения того, как воспринимает обозначение потребитель. Так как в соответствии с правилами, в процессе проверки обозначение на сходство, однородность и тождество требуется обращать внимание в первую очередь на то, насколько велика вероятность введения в заблуждение потребителей.

Стоит обратить внимание, что в зависимости от класса МКТУ (международного классификатора товаров и услуг), к которому относятся товарные знаки, будут применяться разные требования. Допустим, товары широкого потребления проверяются более строго, в сравнении с товарами производственно-технического предназначения. Так что решение о регистрации определенного товарного знака будет приниматься не только в ходе проверки на сходство и тождество в соответствии с установленными ранее методиками, но и в результате субъективной оценки экспертов.

Получается, что выполнять самостоятельный поиск, а также проверку товарного знака на сходство, тождество, необходимо на предварительном этапе, то есть в момент разработки товарного знака либо выбора определенного обозначения при наличии нескольких вариантов. Но данная проверка не будет гарантией того, что выбранное обозначение является полностью оригинальным, а регистрация товарного знака пройдет успешно.